художник
Михайловский Влад

Художественная роспись ручной работы и "фреска" цифровая

Общеизвестно, что роспись стен и потолков имеет громадную историю. Первоначально применялась исключительно в религиозных целях, а затем и для украшения и декорирования зданий и интерьеров светского назначения.  Пещерные росписи, Египетские, Индийские, Помпейские, Византийские, Романские, Готические, Ренесанс, Барокко, Рококо, Классицизм, Ампир, Эклектика, Модерн, ну и так далее . В основном мы знаем Европу, а есть еще, к примеру, Восток, и там в каждой стране своя история, плюс еще смешение и влияние различных стилей и техник друг на друга, и это богатство все в наших руках и глазах. Правда, когда знания стали общедоступны, не все оказались доступны для знаний. (Это на самом деле огромный пласт, по которому невозможно пробежаться, мы все время будем скатываться в историю религий, технические, технологические аспекты, психологию и мировосприятие, луше читать специализированную литературу, например : Зубов А.Б. с п и с о к ) 

А что же сейчас ? Более 100 лет назад, когда получил распостранение  фотоаппарат, говорили что это -  смерть живописи. С появлением кинематографа предрекали смерть фотографии и театра, а с появлением ТВ - конец кинотеатрам и радио. Телевидению грозил скорой гибелью и видеомагнитофон, и интернет. Однако все из перечисленного существует, в том числе и живопись, и стенопись. Может, не в той степени влияния, как в период расцвета, но - существует и находит применение.

Даже мне лет 10-12 назад с появлением широкоформатных принтеров  для интерьерной печати (и с возможностью нанесения объемно- краски, имитирующей фактуру мазка), говорили: все – это смерть художникам.  Вот и сейчас в моде так называемые «фрески» , т.е. высококачественная цифровая печать  на  различного типа основаниях, которые наклеиваются, как обои. И они грозят уничтожить то, чем я занимаюсь. Однако, казалось бы…

Почему же востребована ручная работа? Вот несколько доводов.

Это именно ручная работа, и она естественна для жилого интерьера, а цифровая печать хороша для офиса или торгового центра, где нужно максимально быстро заполнить стены и работать. 

Затем цены, они вполне сопоставимы с полиграфией, и иногда даже стоят дешевле! Дифферинцированный подход однако, а в обоях-фресках расчет  стоимости исходит из квадратуры или рулона, и все тут. И стоимость наклейки. (Хотя я бы не стал на этом делать акцент - для людей, которые  позволяют себе роспись, вопрос цены и скидок - обычно спортивный интерес).  

Сроки. На самом деле, ропись делается достаточно быстро, средний срок исполнения заказа – 2-4 недели, обычно дольше занимает согласование концепции, выбор эскизов, подбор цветов и т.д.  Лично у меня уже очень давно не было заказов в режиме «аврал-пожар». Клиенты или дизайнеры  закладывают роспись, альфрейку за несколько месяцев, даже лет, до реального начала работ. Так что сроки - это не аргумент в большинстве случаев.

Далее. Печать может многое, и нелепо, да и не нужно, тягаться с ее сильными сторонами, но мы (художники) легко ее обыгрывам в другом. Можно напечатать что угодно, но если у тебя есть хороший исходник высокого разрешения. А если нет? Или разрешение низкое? Художника это не остановит, я часто работаю по таким «картинкам», которые с трудом «тянутся» на А4.  Или мне просто говорят: "А здесь будут цветочки, горы, домики..."(На эскизе их просто нет, приходится выдумывать).

Потом, штучность работы. Я ни разу не делал повторов какой-либо своей росписи, хотя для меня это было бы, естественно, легче (ну не хотят люди, чтоб было, как у других).  

Еще есть возможность исправления по ходу работы. Заказал «фреску», если что не устроило,  потом или клей и смирись, или заказывай по-новому, в общем «сам дурак». Мало кто обладает настолько образным и пространственным мышлением, что бы 100% угадать, попасть. «А давай-ка мы эту гору уберем, передвинем. Слушай, в этих облаках не хватает романтичности, добавь им кучерявости. Давай впишем пару гондол среди волн на первом плане. Тебе не кажется, что вдали не хватает зелени, я люблю «зелень» и т.д.» Вариации подобных пожеланий бывают, это не капризы – это перевод в масштаб, и от этого возникает желание корректив.  Нормальный процесс,  значит заказчик осмысляет, примеряет, пропускает через себя роспись. (Еще раз - мы говорим о разумных коррективах по ходу работ, а не о смене темы, концепции). Конечно возможно расписывание вогнутых, выпуклых форм сложной конфигурации: купол, сфера, ниша, лекальные кривые и т.п. Всего того, на что не наклеить обои.

Еще вписывание фрагментов, элементов росписи в уже готовое декоративное покрытие, без переделки всего, потому что толщина слоя  краски меньше, чем толщина обоев или «фрески». Так что не возникает контура, эффекта наклейки.

Следующее. В цифровой фреске всегда шершавая фактура. А в живописной она может быть какой угодно, и в том числе сочетанием разных фактур от гладкого глянца до брутального руста.  

Мне кажется, этих аргументов вполне достаточно? 

Мне хотелось еще заметить, что между самими художниками особой конкуренции нет в силу того, что мало  людей, кто этим занимается профессионально и на должном уровне. Возникает вопрос, как выбрать хорошего художника? Но это уже другой разговор, и раз Вы на моем сайте, догадайтесь с трех раз, кого я буду рекомендовать:)))